|
Статьи
Прибор ОНК-140
Цифровой прибор безопасности подъемных кранов ОНК-140 появился в 90-х годах. До
последнего времени это был единственный современный отечественный ограничитель
грузоподъемности, но сейчас появляются конкуренты. Например, цифровой
ограничитель ПБК-1. Но пока об сопоставимом объеме
выпуска речи еще не идет. Итак, что из себя представляет
ОНК-140? ОНК 140 обеспечивает: -
защиту от опрокидывания при перегрузке с помощью датчиков длины
стрелы, угла и давления, подающих информацию на блок обработки данных -
защиту от опрокидывания при проваливании опор крана в мягкий грунт - с помощью
маятникового датчика угла, измеряющего абсолютный угол подъема стрелы -
координатную защиту (защиту от контактов с посторонними предметами в стесненных
условиях) -
защиту в зоне ЛЭП - с помощью модуля защиты от опасного напряжения (МЗОН) -
запись и долговременное хранение информации о рабочих параметрах крана Прибор ОНК-140 обладает
многофункциональным табло, на котором отображает цифровую информацию: -
о моменте опрокидывания крана Мопр относительно его
максимального значения - о
величине вылета крюка R, в метрах - о фактической массе
поднимаемого груза Q, в тоннах - о длине стрелы L, в метрах - о высоте подъема оголовка стрелы
H, в метрах - о максимальной грузоподъемности Qmax (в тоннах) на данном вылете R - об угле азимута поворотной
платформы g , в градусах - об угле наклона стрелы
относительно горизонта a , в градусах - о температуре окружающей среды - о температуре охлаждающей
жидкости двигателя, в градусах Цельсия (при установке дополнительного датчика
температуры) - о давлении масла в двигателе Рм,
в атмосферах (при установке дополнительного датчика давления) - о температуре масла в гидросистеме tо, в градусах Цельсия (при установке дополнительного
датчика температуры) - о величинах трех давлений в гидросистеме крана Р1,
Р2, Р3. в атмосферах
Прибор ОНК 140 состоит из следующих
частей: - блок обработки данных - модуль
защиты от опасного напряжения (на всех модификациях с буквой "М"
после номера. Например, ОНК-140-25М) -
преобразователь давления (для кранов с жесткой гидравлической подвеской стрелы. На кранах с гибкой подвеской решетчатой стрелы применяется датчик
усилия) - датчик угла маятниковый - датчик угла (азимута) - датчик длины стрелы с барабаном
(для кранов с телескопической стрелой) - жгут соединительных проводов Масса прибора -
от Упаковка
- либо в деревянном ящике, либо в картонном, но в любом случае превосходна -
надежно защищает прибор при транспортировке или хранении, хотя, конечно,
оставлять его под дождем не стоит.
Установка прибора ОНК-140: Совсем подробно об установке прибора на
кран рассказывать не будем - долго, и
для разных кранов установки различается. Приведем краткий перечень работ по
установке ОНК-140-25М на кран КС-3577 "Ивановец".
Итак, что нужно сделать: -
установить МЗОН на оголовке стрелы на специально подготовленном кронштейне (не
входит в комплект ОНК-140). Здесь заметим, что сверлить стрелу нельзя - можно
прослабить, а значит, все кронштейны крепятся на сварке. - установить кабельный барабан на приваренном кронштейне
(также не входит в комплект поставки ОНК-140). Закрепить конец троса барабана
на оголовке выдвижной секции стрелы на предварительно приваренном кронштейне (не
входит в комплект поставки ОНК-140). -
установить ДУГМ на стреле на предварительно приваренном кронштейне (не входит в
комплект поставки ОНК-140) либо приваренных бобышках с резьбой. -
приварить уголки либо другие детали для фиксации на стреле кабелей от ДД
(барабана) и от ДУГМ. - с помощью специальных переходников подключить
датчики давления к штоковой и поршневой полостям
гидроцилиндра подъема стрелы.
Переходники не входят в комплект поставки ОНК-140. Провести кабеля от датчиков
давления к кабине крана. - разобрать токосъемник и с помощью переходника (не входит в
комплект ОНК-140) установить датчик азимута, затем собрать токосъемник. - закрепить БОД в кабине крановщика таким образом, чтобы был
свободный доступ к разъемам на его тыльной части -
подсоединить электрически МЗОН на оголовке стрелы, протащить в кабину кабеля от
всех датчиков, разместить их излишки и подсоединить к БОД. Здесь отметим, что
все датчики снабжены кабелями изрядной длины с разъемами. Это хорошо, т.к. не
нужно эти разъемы перепаивать, но из-за избыточной длины кабелей образуются
излишки, которые приходится размещать в кабине. - подключить к клеммной колодке
крана отдельные провода для подачи на БОД питания, провода на контакты реле БОД
и др. -
вывести на отдельную кнопку блокировку концевых выключателей для координатной
защиты
Далее следует настройка датчиков, сначала механическая - с помощью перемещения
самого датчика: -
настроить датчик длины и ДУГМ (для этого требуются измерения рулеткой вылета) -
отъюстировать прибор с контрольными грузами, проверить срабатывание ограничения
по перегрузу, по координатной защите и работу кнопки блокировки концевика
Как видите, объем работы совсем не мал, причем установочные детали и кронштейны
крепления датчиков приходится изготавливать самостоятельно. И первый раз это
делается методом проб и ошибок.
Поэтому не удивляйтесь, если фирма-установщик хочет за такую работу стоимость
прибора или выше. Ведь в этой цене не только стоимость солидного объема работы
квалифицированных установщиков, но и стоимость установочных деталей, и опыт -
сын ошибок трудных, а это интеллектуальная собственность.
На другие краны сложность установки может быть и меньше. Однако учтите, что
если кран редкий, то опять-таки, возникает вопрос в установочных деталях -
сделать их, конечно, можно, но опять-же, время и
подгонка... Так что в среднем уровень сложности примерно такой. Преимущества ОНК 140:
В целом прибор сделан на высоком уровне качества как
по надежности, так и по техническим характеристикам. Его надежность
подтверждается годами работы на автомобильных и башенных кранах.
Сейчас в России это самый массовый комплексный прибор безопасности кранов, и
аналогов в принципе не так уж много, а достаточно распространенных на всей
территории страны аналогов вообще нет.
ОНК-140 - современный прибор, будет выпускаться как минимум еще несколько лет,
а поэтому Вы сможете заказать запчасти.
Вам не придется заниматься дооборудованием крана другими приборами безопасности
- ОНК 140 отвечает требованиям Госгортехнадзора сегодняшнего (и завтрашнего)
дня. Недостатки ОНК-140:
Главный недостаток прибора - высокая стоимость как
самого прибора, так и его установки на подъемный кран. Сам прибор стоит от 30
до 60 тыс руб, а стоимость установки зависит от установщика в Вашем
регионе.
Еще один недостаток - запчасти. К сожалению, не все запчасти можно купить из
наличия, а на некоторые срок поставки чрезмерно затянут - несмотря на то, что
прибор производится уже не второй и не третий год. А выход из строя любого
датчика ведет к блокировке прибора.
Прибор ОНК-140 снабжен жидкокристаллическим дисплеем - он плохо работает при
низких температурах и склонен к отказам. Впрочем, это относится только к
относительно старым приборам - завод учел этот недостаток и сейчас комплектует
ОНК-140 импортными ж/к индикаторами.
Можно еще сказать, что ОНК-140 оснащен устаревшим
регистратором параметров. За от
время, пока производится ОНК-140, РД по регистрации параметров менялись
несколько раз. Но это недостаток скорее теоретический. На практике же как максимум возможно некое недоумение у человека, привыкшего к
современным программам, при виде программы регистратора ОНК-140. Она выполнена
в интерфейсе DOS и не имеет привязки к реальному календарю и часам.
Еще недостаток по регистратору параметров - считывающее устройство СТИ-1 не
входит в комплект поставки, а при заказе стоит совсем не дешево. Как утешение -
у СТИ-1 информация с четырех приборов может храниться одновременно. Имеет ли смысл?
Устанавливать прибор ОНК 140 имеет смысл в случае,
если: -
имеются достаточные финансовые средства -
возраст Ваших кранов невелик -
на Ваших кранах установлен редкий ограничитель грузоподъемности вроде АСУ ОГП
или ОНК МП-120 (запчасти на них купить можно, но со временем это будет сделать
все сложнее).
Если же на Ваших кранах стоят распространенные модели ограничителей типа ОГБ-2,
ОГБ-3 или ОНК-М, а возраст кранов больше 5 лет, то имеет смысл подумать о
регистраторе параметров РП-ГМ (замена РП-СК-1) с координатной защитой и приборе
защиты от опасного напряжения (например, "Барьер 1М") - все вместе
это будет стоить дешевле ОНК-140.
А главное - установка этих приборов проста и стоит относительно недорого.
Альтернатива ОНК-140 - комплексный цифровой прибор безопасности ПБК-1.
Для заказа прибора Вам необходимо
знать его модификацию - или выбрать
ее из списка
кранов.
Дополнительные возможности ОНК 140: Прибор ОНК-140 используется в основном на самоходных, реже - на
башенных кранах. В настоящий момент заводом-изготовителем разработаны и
производятся модификации прибора для кранов-трубоукладчиков (трубоукладчик
ТГ-124А оснащен им уже на заводе) и мостовых кранов. Согласно требованиям Госгортехнадзора РФ, трубоукладчики должны быть оборудованы приборами безопасности. На сегодняшний момент это цифровые приборы безопасности ОНК-140 и ПБТ-1. На трубоукладчики устанавливаются модификации 46 и 20М цифрового прибора ОНК-140. Подробнее с перечнем модификаций ОНК-140 Вы можете ознакомиться здесь. |
|
||||||||||||||||||||||
|