ООО "Ремналадка"

Статьи


Прибор ОНК-140

Прибор ОНК-140   

     Цифровой прибор безопасности подъемных кранов ОНК-140 появился в 90-х годах. До последнего времени это был единственный современный отечественный ограничитель грузоподъемности, но сейчас появляются конкуренты. Например, цифровой ограничитель ПБК-1. Но пока об сопоставимом объеме выпуска речи еще не идет. Итак, что из себя представляет ОНК-140?

 

     ОНК 140 обеспечивает:

 - защиту от опрокидывания при перегрузке   с помощью датчиков длины стрелы, угла и давления, подающих информацию на блок обработки данных

- защиту от опрокидывания при проваливании опор крана в мягкий грунт - с помощью маятникового датчика угла, измеряющего абсолютный угол подъема стрелы

- координатную защиту (защиту от контактов с посторонними предметами в стесненных условиях)

- защиту в зоне ЛЭП - с помощью модуля защиты от опасного напряжения (МЗОН)

- запись и долговременное хранение информации о рабочих параметрах крана

Прибор ОНК-140 обладает многофункциональным табло, на котором отображает цифровую информацию:

 - о моменте опрокидывания крана Мопр относительно его максимального значения

- о величине вылета крюка R, в метрах

- о фактической массе поднимаемого груза Q, в тоннах

- о длине стрелы L, в метрах

- о высоте подъема оголовка стрелы H, в метрах

- о максимальной грузоподъемности Qmax (в тоннах) на данном вылете R

- об угле азимута поворотной платформы g , в градусах

- об угле наклона стрелы относительно горизонта a , в градусах

- о температуре окружающей среды

- о температуре охлаждающей жидкости двигателя, в градусах Цельсия (при установке дополнительного датчика температуры)

- о давлении масла в двигателе Рм, в атмосферах (при установке дополнительного датчика давления)

- о температуре масла в гидросистеме tо, в градусах Цельсия (при установке дополнительного датчика температуры)

- о величинах трех давлений в гидросистеме крана Р1, Р2, Р3. в атмосферах

Прибор ОНК 140 состоит из следующих частей:

- блок обработки данных

- модуль защиты от опасного напряжения (на всех модификациях с буквой "М" после номера. Например, ОНК-140-25М)

- преобразователь давления (для кранов с жесткой гидравлической подвеской стрелы. На кранах с гибкой подвеской решетчатой стрелы применяется датчик усилия)

- датчик угла маятниковый

- датчик угла (азимута)

- датчик длины стрелы с барабаном (для кранов с телескопической стрелой)

- жгут соединительных проводов

    Масса прибора - от 11 кг для модификации 26М (без кабельного барабана в картонной коробке) до 50 кг для 1М (с кабельным барабаном в деревянном ящике).

     Упаковка - либо в деревянном ящике, либо в картонном, но в любом случае превосходна - надежно защищает прибор при транспортировке или хранении, хотя, конечно, оставлять его под дождем не стоит. 

Установка прибора ОНК-140:

     Совсем подробно об установке прибора на кран рассказывать не будем - долго, и для разных кранов установки различается. Приведем краткий перечень работ по установке ОНК-140-25М на кран КС-3577 "Ивановец". Итак, что нужно сделать:

- установить МЗОН на оголовке стрелы на специально подготовленном кронштейне (не входит в комплект ОНК-140). Здесь заметим, что сверлить стрелу нельзя - можно прослабить, а значит, все кронштейны крепятся на сварке.

- установить кабельный барабан на приваренном кронштейне (также не входит в комплект поставки ОНК-140). Закрепить конец троса барабана на оголовке выдвижной секции стрелы на предварительно приваренном кронштейне (не входит в комплект поставки ОНК-140).

- установить ДУГМ на стреле на предварительно приваренном кронштейне (не входит в комплект поставки ОНК-140) либо приваренных бобышках с резьбой.

- приварить уголки либо другие детали для фиксации на стреле кабелей от ДД (барабана) и от ДУГМ.

- с помощью специальных переходников подключить датчики давления к штоковой и поршневой полостям гидроцилиндра подъема стрелы. Переходники не входят в комплект поставки ОНК-140. Провести кабеля от датчиков давления к кабине крана.

- разобрать токосъемник и с помощью переходника (не входит в комплект ОНК-140) установить датчик азимута, затем собрать токосъемник.

- закрепить БОД в кабине крановщика таким образом, чтобы был свободный доступ к разъемам на его тыльной части

- подсоединить электрически МЗОН на оголовке стрелы, протащить в кабину кабеля от всех датчиков, разместить их излишки и подсоединить к БОД. Здесь отметим, что все датчики снабжены кабелями изрядной длины с разъемами. Это хорошо, т.к. не нужно эти разъемы перепаивать, но из-за избыточной длины кабелей образуются излишки, которые приходится размещать в кабине.

- подключить к клеммной колодке крана отдельные провода для подачи на БОД питания, провода на контакты реле БОД и др.

- вывести на отдельную кнопку блокировку концевых выключателей для координатной защиты

   Далее следует настройка датчиков, сначала механическая - с помощью перемещения самого датчика:

- настроить датчик длины и ДУГМ (для этого требуются измерения рулеткой вылета)

- отъюстировать прибор с контрольными грузами, проверить срабатывание ограничения по перегрузу, по координатной защите и работу кнопки блокировки концевика

    Как видите, объем работы совсем не мал, причем установочные детали и кронштейны крепления датчиков приходится изготавливать самостоятельно. И первый раз это делается методом проб и ошибок.

    Поэтому не удивляйтесь, если фирма-установщик хочет за такую работу стоимость прибора или выше. Ведь в этой цене не только стоимость солидного объема работы квалифицированных установщиков, но и стоимость установочных деталей, и опыт - сын ошибок трудных, а это интеллектуальная собственность.

    На другие краны сложность установки может быть и меньше. Однако учтите, что если кран редкий, то опять-таки, возникает вопрос в установочных деталях - сделать их, конечно, можно, но опять-же, время и подгонка... Так что в среднем уровень сложности примерно такой.

Преимущества ОНК 140:

     В целом прибор сделан на высоком уровне качества как по надежности, так и по техническим характеристикам. Его надежность подтверждается годами работы на автомобильных и башенных кранах.

    Сейчас в России это самый массовый комплексный прибор безопасности кранов, и аналогов в принципе не так уж много, а достаточно распространенных на всей территории страны аналогов вообще нет.

     ОНК-140 - современный прибор, будет выпускаться как минимум еще несколько лет, а поэтому Вы сможете заказать запчасти.

     Вам не придется заниматься дооборудованием крана другими приборами безопасности - ОНК 140 отвечает требованиям Госгортехнадзора сегодняшнего (и завтрашнего) дня.

Недостатки ОНК-140:

     Главный недостаток прибора - высокая стоимость как самого прибора, так и его установки на подъемный кран. Сам прибор стоит от 30 до 60 тыс руб, а стоимость установки зависит от установщика в Вашем регионе.

    Еще один недостаток - запчасти. К сожалению, не все запчасти можно купить из наличия, а на некоторые срок поставки чрезмерно затянут - несмотря на то, что прибор производится уже не второй и не третий год. А выход из строя любого датчика ведет к блокировке прибора.

     Прибор ОНК-140 снабжен жидкокристаллическим дисплеем - он плохо работает при низких температурах и склонен к отказам. Впрочем, это относится только к относительно старым приборам - завод учел этот недостаток и сейчас комплектует ОНК-140 импортными ж/к индикаторами.

    Можно еще сказать, что ОНК-140 оснащен устаревшим регистратором параметров. За от время, пока производится ОНК-140, РД по регистрации параметров менялись несколько раз. Но это недостаток скорее теоретический. На практике же как максимум возможно некое недоумение у человека, привыкшего к современным программам, при виде программы регистратора ОНК-140. Она выполнена в интерфейсе DOS и не имеет привязки к реальному календарю и часам.

    Еще недостаток по регистратору параметров - считывающее устройство СТИ-1 не входит в комплект поставки, а при заказе стоит совсем не дешево. Как утешение - у СТИ-1 информация с четырех приборов может храниться одновременно.

Имеет ли смысл?

     Устанавливать прибор ОНК 140 имеет смысл в случае, если:

- имеются достаточные финансовые средства

- возраст Ваших кранов невелик

- на Ваших кранах установлен редкий ограничитель грузоподъемности вроде АСУ ОГП или ОНК МП-120 (запчасти на них купить можно, но со временем это будет сделать все сложнее).

     Если же на Ваших кранах стоят распространенные модели ограничителей типа ОГБ-2, ОГБ-3 или ОНК-М, а возраст кранов больше 5 лет, то имеет смысл подумать о регистраторе параметров РП-ГМ (замена РП-СК-1) с координатной защитой и приборе защиты от опасного напряжения (например, "Барьер 1М") - все вместе это будет стоить дешевле ОНК-140.

     А главное - установка этих приборов проста и стоит относительно недорого.

    Альтернатива ОНК-140 - комплексный цифровой прибор безопасности ПБК-1.

 

     Для заказа прибора Вам необходимо знать его модификацию - или выбрать ее из списка кранов.                            

 

Дополнительные возможности ОНК 140:

    Прибор ОНК-140 используется в основном на самоходных, реже - на башенных кранах. В настоящий момент заводом-изготовителем разработаны и производятся модификации прибора для кранов-трубоукладчиков (трубоукладчик ТГ-124А оснащен им уже на заводе) и мостовых кранов.

Согласно требованиям Госгортехнадзора РФ, трубоукладчики должны быть оборудованы приборами безопасности. На сегодняшний момент это цифровые приборы безопасности ОНК-140 и ПБТ-1.   На трубоукладчики устанавливаются модификации 46 и  20М цифрового прибора ОНК-140. Подробнее с перечнем модификаций ОНК-140 Вы можете ознакомиться здесь.



2007-2013 (c) ООО "Ремналадка" тел. (3852) 39-88-35, E-mail: info@remnaladka.ru